Программа внеурочной деятельности УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 60

Принято методическим советом
МАОУ СОШ № 60 Протокол от
11.01.2023 № 1-23

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ
«УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»

Класс: 3

Составитель:
Усольцева В.А., учитель, ВКК

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по
внеурочной деятельности
«Учение
увлечением» разработана на
основе
Федерального
госудаственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Структура рабочей программы:
Пояснительная записка

с

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности;

3. Тематическое планирование.
Цели и задачи
Цель курса: повышение качества подготовки выпускников начальной школы.
Задачи курса:
обучающие:

-

формирование общеразвивающих умений;

углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению;
ликвидация пробелов у обучающихся
окружающему миру, литературному чтению;

-

по

математике,

русскому

языку,

создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной
деятельности;

-

создание условий для успешного индивидуального развития обучающегося.
развивающие:

-

формирование и развитие логического мышления;

-

формирование положительной мотивации к учению;

развитие речи и словарного запаса обучающихся;

развитие внимание, памяти.
воспитательные:
формирование умение работать в группе, паре.

Место курса во внеурочной деятельности
Курс «Учение с увлечением» рассчитан на 34 ч. (1 час в неделю)
Новизна программы заключается в том, что она по своему содержанию является
интегрированной, так как объединяет знания обучающихся по нескольким школьным
дисциплинам (окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса у обучающихся получат дальнейшее развитие
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия как основа умения учиться.
Будет продолжено формирование:

Личностных УУД
•
учебно-познавательный
интерес
способам решения новой задачи;
•

к

учебному

материалу

и

мотивационной основы учебной деятельности;

внутренняя позиция школьника;
•
адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные
мотивы;
•
способности к оценке своей учебной деятельности.
Учащиеся продолжат формировать умений: Регулятивные УУД
•
овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию;
•
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
•
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
и их выполнение.
•
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные УУД
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
•
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
•
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
•
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
•
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Коммуникативные УУД
•
учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками;
•
адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
• задавать вопросы.
•

Заложены ли инструменты в новых УМК для работы со слабоуспевающими
учениками в рамках реализации ФГОС?

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный
рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы
со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности
развития этих детей.
Причины неуспеваемости учащихся: особенности организма школьника,
особенности личности школьника, особенности воспитания в семье. Отставание учащихся
в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим
признакам:
1.Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и
контроля
при
подготовке
домашних
заданий).
2.Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с
текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и
распределить усилия).
3.Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность.
неусидчивость).
4. Оотсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не
развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает
кружки
и
секции,
не
читает
книг,
а
предпочитает
пустое
время
препровождение).
5. Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и
не
способен
прилагать
волевые
усилия
для
выполнения
учебных
задач).
6. Ниже среднего познавательный интерес (требуется обеспечивать «эффект
новизны» при решении учебных задач).
7. Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать
принцип доступности учебного материала).
8. Низкая работоспособность (правильные и разумные способы учебной
работы). Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у
учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный
интерес к обучению.
9. И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. По
свидетельству врачей, большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. С
самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом.
Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок
добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым.
Виды помощи неуспевающему ученику:
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы
особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше
готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение
пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
стимулирование подбадриванием, похвалой.

2. При изложении материала: более частое обращение к слабоуспевающим с
вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в
качестве помощником при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию
предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути
проблемы;
3. При организации работы: выбор для группы неуспевающих наиболее
рациональной системы упражнений; более подробное объяснение последовательности
выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование
карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
4. В ходе самостоятельной работы: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в
сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогичное задание, выполненное раннее;
напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость
актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы
для решения задач, упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения
заданий, требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных действий
слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью.
Как повысить работоспособность: разнообразить виды деятельности,
проветривать кабинет, проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении
принципа необходимости и достаточности. Виды работ со слабоуспевающими учениками:
карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные
задания, перфокарты, карточки – тренажеры ,творческие задания, карточки информаторы, карточки-с образцами решения.
Тематическое планирование
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие
познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительномоторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то
процесса.

Название темы
Развитие внимания
Развитие памяти
Развитие мышления
Анализ , синтез, классификация
Начальная диагностика (тестирование)
Итоговая диагностика ((тестирование)
Итого

3 класс
4
4
14
10
1
1
34

Содержание программы - 3 класс
Раздел 1. Введение в программу
Занятие 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике
безопасности.
Занятие 1.2 Вводное занятие.
Начальная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия.
Занятие 2.1 Упражнения на развитие мышления (вербальное,
мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие
пространственных представлений.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй
по клеточкам».
Занятие 2.2 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в
слове», «Потренируй память»,
Занятие 2.3 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной
памяти.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по
клеточкам». Занятие 2.4 Упражнения на развитие пространственных
представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.
«Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в
слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».
Занятие 2.5 Упражнения на развитие вербально - логического
мышления.
«Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в
строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.6 Упражнения на развитие внимания.
«Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту
реакции», «Развивай внимание».
Занятие 2.7 Упражнения на развитие вербально - логического
мышления.
«Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание»,
«Развивай быстроту реакции».
Занятие 2.8 Упражнения на развитие способности
к
классификации и абстрагированию.
«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово»,
«Тренируй память».

Занятие 2.9 Упражнения на развитие способности
к
классификации и абстрагированию.
«Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай
логическое мышление», «Развивай внимание».
Занятие 2.10 Упражнения на развитие вербально - логического
мышления.
«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию»,
«Посмотри и запомни».
Занятие 2.11 Упражнения
на развитие способности
к
классификации и абстрагированию.
«Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай
внимание», «Выбери два главных слова».
Занятие 2.12 Упражнения на установление связи между понятиями.
«Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление»,
«Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».
Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации и
абстрагированию. «Составь пропорции», «Расшифруй предложения»,
«Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.14 Упражнения на развитие концентрации и
избирательности внимания. «Найди лишнее словосочетание», «Вставь
букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.15 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной
памяти.
«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй
внимание».
Занятие 2.16 Упражнения на развитие вербально - логического
мышления.
«Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик»,
«Соедини половинки
слов»,
Занятие 2.17 Упражнения на развитие способности к классификации и
абстрагированию.
«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи
предложение».
Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического
мышления.
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов»,
«Нарисуй по клеточкам».

Занятие 2.19 Упражнения на развитие вербально - логического
мышления.
«Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова»,
«Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.20 Упражнения на установления связи между понятиями.
«Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно»,
«Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.21 Упражнения на развитие логического мышления.
«Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди
лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.22 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по
клеточкам», «Восстанови рассказ».
Занятие 2.23 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную
память», «Исправь ошибки».
Занятие 2.24 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай
логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.25 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам»,
«Вставь недостающее слово».
Занятие 2.26 Упражнения на развитие логического мышления.
«Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай
внимание», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.27 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы»,
«Развивай зрительную память».
Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово»,
«Тренируй внимание». Занятие 2.29 Упражнения на развитие логического
мышления.
«Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини
половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.30 Упражнения на развитие ассоциативного мышления.
«Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции»,
«Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».
Раздел 3. Подведение итогов.
Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
п/п
1
2
3

4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Дата

Название темы
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж
по технике безопасности.
Начальная диагностика (тестирование)
Упражнения на развитие мышления (вербальное,
мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие
пространственных представлений.
Упражнения на развитие зрительной памяти
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной
памяти
Упражнения на развитие пространственных
представлений, мыслительных операций анализа и
синтеза
Упражнения на развитие вербально - логического
мышления
Упражнения на развитие внимания
Упражнения на развитие вербально - логического
мышления
Упражнения на развитие способности к
классификации и абстрагированию.
Упражнения на развитие способности к
классификации и абстрагированию
Упражнения на развитие вербально - логического
мышления
Упражнения на развитие способности к
классификации и абстрагированию
Упражнения на установление связи между понятиями
Упражнения на развитие способности к
классификации и абстрагированию
Упражнения на развитие концентрации и
избирательности внимания
Упражнения на развитие внимания и ассоциативной
памяти
Упражнения на развитие вербально - логического
мышления

Кол-во
часов
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Упражнения на развитие способности к
классификации и абстрагированию
Упражнения на развитие вербально - логического
мышления
Упражнения на развитие вербально - логического
мышления
Упражнения на установления связи между понятиями
Упражнения на развитие логического мышления
Упражнения на развитие зрительной памяти
Упражнения на развитие зрительной памяти
Упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления
Упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления
Упражнения на развитие логического мышления
Упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления
Упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления
Упражнения на развитие логического мышления
Упражнения на развитие ассоциативного мышления
Диагностика, тестирование
Диагностика, тестирование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».