РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОО РИТМИКА 1 КЛАСС

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 60
г. Екатеринбург

г. Екатеринбург
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НОО «РИТМИКА»
1 класс

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю __1 час_;

всего за курс__ 33 часа__

УЧИТЕЛЬ (ФИО) ДРУЖИНИНА ЯНА СЕРГЕЕВНА
КАТЕГОРИЯ первая квалификационная категория_

2024

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Ритмика» предназначена для обучающихся
1 класса
Статус документа.
Настоящая программа по ритмике является авторской разработкой, она (далее
по тексту программа) детализирует и раскрывает содержание курса определяет
стратегию обучения, воспитания и развития школьников средствами
программы. Программа определяет основные принципы организации учебного
материала, его структурирование, последовательность изучения.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью:
человек рассматривается как потребитель и создатель духовной культуры.
Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные
способности, в процессе создания хореографической композиции, очень важны
для
воспитания у обучающихся
ответственного отношения к своей
деятельности, любви и уважения к творческому труду.
Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и обеспечивается
индивидуальный подход к нему. При наличии в группе ребенка особой
категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети),
основная программа адаптируется под возможности этого ребенка.
Эта программа может использоваться для развития обучающихся с
задержкой психического развития, нарушением речи.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Ритмика» является частью учебного плана.
Количество часов в неделю – 1 час, общее количество часов – 33 .
Продолжительность учебного занятия – академический час.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально
ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под
музыку разнообразные движения, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба
цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями,
перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей»,
движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие
представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают
ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее
характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание
музыкального образа.
2

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств
личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая
парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки
организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться
друг с другом.
Разделы:
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
2. Ритмико-гимнастические упражнения
3. Игры под музыку
4. Танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и
определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны
овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической
деятельности
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в
изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель
может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду,
что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения,
расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям
ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения,
способствующие
выработке
необходимых
музыкально
двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку
координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения
ритмико-гимнастических упражнения, сидя на стульчиках, чтобы дать
возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить
учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен
сказать название, которое определяло бы характер движения. Например:
«зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг),
«мячик» (подпрыгивание и бег) и т.п. Объясняя задание, учитель не должен
подсказывать
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и
познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их
названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными
движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг,
присядка и др.).
3

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов
в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные
линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах
построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с
предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед,
назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения
руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным
ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые,
медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с
передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны
руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног:
выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе,
круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на
выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания
одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений
под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.
Поочерёдные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на
голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в
сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном,
барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с
мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной
головой. С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками
постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке.
Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей,
музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на
формирование умения начинать движения после вступления мелодии.
Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных
движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных
4

композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценированные
музыкальных сказок, песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в классе. Упражнения на
различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением
назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полу пальцах.
Разучивание народных танцев.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений;
способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической
творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.
Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических
движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально – творческих
возможностей.
1) Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
2) Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
3) Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
4) Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение,
находить свое место в строю.
5) Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
6) Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты:
1) Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием
и особенностями музыки и движения;
2) Организованно строиться;
3) Сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
4) Самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
5) Соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе;
6) Легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые
упражнения»;
7) Ощущать смену частей музыкального произведения в двучастной форме с
контрастными построениями.
5

В программе по ритмике обозначены два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
К концу 1-го года обучения обучающийся должен знать и уметь:
Понятие «мелодия». Связь музыки и движения. Характер мелодии:
веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера
мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление.
Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки.
Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений
для
создания образа.
Самостоятельное
использование
музыкально двигательной деятельности в импровизациях. Упражнения,
развивающие музыкальные чувство:
• Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и
темпов).
• Шаг на полу пальцах с высоким подъемом колена.
• Бег на полу пальцах с высоким подъемом колена вперед, подскоки.
• Повороты головы, наклоны головы.
• Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону.
• Постановка корпуса.
• Основные положения ног: свободная и I позиция.
• Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе.
• Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом).
• Упражнения со скакалкой, платочком, лентой.
• Построения
и
перестроения
в
соответствии со
структурой музыкальных произведений.
• Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов,
выворотность ног; исполняются в положении сидя, лежа на спине и на
животе.
• Растяжки на полу.
• Упражнения для гибкости спины.

Минимальный уровень:
- уметь слушать музыку;
- выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя; активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем. - слушать и
правильно выполнять инструкцию учителя.
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
- ходить свободным естественным шагом;
- выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
6

Достаточный уровень:
- уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
- уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки
по сигналу
Организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать
учителя.
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое
место в строю;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.

№
ур

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел, тема
Кол - во
Вид
занятий
часов
учебной деятельности
Упражнения на ориентировку в пространстве (8 часов)

1

2

3

4

5-6

Построение в
шахматном
порядке
Перестроение из
нескольких кругов,
сужение и
расширение их
Перестроение из
простых и
концентрических
кругов в звездочки
и карусели
Ходьба по центру
зала, умение
намечать
диагональные
линии из угла в
угол
Сохранение
правильной
дистанции во всех
видах построения
и использование

1

Изучение шахматного порядка

1

Перестроение

1

Разучивать перестроение из
концентрических кругов в
звездочки и карусели

1

Учиться намечать диагональные
линии из угла в угол

2

Сохранение дистанции с
использованием лент, обручей,
скакалок

7

лент, обручей,
скакалок
7-8

Упражнения с
2
Усложнение заданий при
предметами:
упражнениях с предметами
ленты, обручи,
скакалки
Ритмико - гимнастические упражнения (7 часов)

9

Общеразвивающие 1
упражнения.
Упражнения на
выработку осанки

10

Упражнения на
координацию
движений.

1

Упражнения на выработку
осанки. Круговые движения
головы, наклоны, выбрасывание
рук, плавные, резкие,
медленные т.д.
Общеразвивающие упражнения
Круговые движения туловища с
вытянутыми в стороны руками,
за головой, на поясе и т.д

11

Движение в
1
обратном
направлении
(имитация
увядающего цветка

Прыжки на двух ногах
одновременно с мягкими
расслабленными коленями и
корпусом, висящими руками и
опущенной головой
(«петрушка»). С позиции
приседания на корточки с
опущенной головой и руками
постепенное поднимание головы,
корпуса, рук по сторонам
(имитация распускающегося
цветка).
С позиции приседания на
корточки с опущенной головой и
руками постепенное поднимание
головы,корпуса, рук по сторонам
(имитация распускающегося
цветка).

12

Общеразвивающие 1
упражнения.
Упражнения на

Всевозможные сочетания
движений ног. Упражнения на
выработку осанки Упражнение
8

13

14

15

16

17

18

осанку

на расслабление мышц

Общеразвивающие 1
упражнения.
Упражнения на
координацию
движений
Выполнение
1
упражнений под
музыку с
постепенным
ускорением

Прыжки на двух ногах
одновременно с мягкими
расслабленными коленями и
корпусом, висящими руками и
опущенной головой

Общеразвивающие 1
упражнения под
музыку с
постепенном
ускорением
Общеразвивающие 1
упражнения под
музыку с
постепенном
ускорением
Поочередные
1
хлопки, над
головой, на груди,
перед собой,

Упражнения на самостоятельную
передачу в движении
ритмического рисунка, акцента,
темповых и динамических
изменений в музыке

Выполнение упражнений под
музыку с постепенным
ускорением, с резкой сменой
темпа движений. Поочередные
хлопки над головой, на груди,
перед собой, справа, слева, на
голени. Самостоятельное
составление несложных
ритмических рисунков в
сочетании хлопков и притопов,
с предметами
Общеразвивающие 1
Упражнения с ускорением под
музыку Самостоятельное
упражнения под
составление несложных
музыку с
ритмических рисунков в
постепенном
сочетании хлопков и притопов, с
ускорением
предметами
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ (7 часов)

Упражнения на самостоятельную
передачу в движении
ритмического рисунка, акцента,
темповых и динамических
изменений в музыке
Самостоятельная смена
движения в соответствии со
сменой частей, музыкальных
фраз, малоконтрастных частей
музыки. Упражнения на
9

справа слева, на
голени
19

20

21

22

Упражнения на
координацию
движений
Разучивание и
придумывание
новых вариантов
игр
Составление
несложных
танцевальных
композиций
Инсценированные
музыкальных
сказок

1

1

формирование умения начинать
движения после вступления
мелодии.
Разучивание и придумывание
новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их
комбинирование
Составление
несложных
танцевальных композиций новых
вариантов игр,

1

Придумывание новых вариантов
игр, элементов танцевальных
движений, их комбинирование

1

Инсценированные сказок,
музыкальных сказок. Игры с
пением, речевым
сопровождением

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (12 часов)

23

24

25

26

Исполнение
1
элементов плясок и
танцев
Элементов плясок и 1
танцев, разученных
в классе
1
Исполнение
элементов плясок и
танцев, разученных
в классе.
Исполнение
элементов плясок и
танцев, разученных
в классе.
Разучивание
народных танцев

1

Элементы плясок и танцев, с
речевым сопровождением
Элементов плясок и танцев,
разученных в классе
Исполнение элементов плясок и
танцев, разученных в классе.

Разучивание в классе, плясок и
танцев

10

27

Упражнения
на
различение
элементов
народных танцев.
Разучивание
народных танцев

28

Шаг кадрили: три
1
простых шага и
один скользящий,
носок ноги вытянут.

Три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут.

29

. Пружинящий бег. 1
Упражнения на
различение
элементов народных
танцев

Три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут.

30

Быстрые мелкие
1
шаги на всей ступне
и на полу пальцах.
Разучивание
народных танцев

Мелкие шаги на всей ступне и на
полу пальцах.

31- Разучивание
34 народных танцев

1

4

Упражнения на различение
элементов народных танцев

Народные танцы

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».