Учебный план к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования / AOOП HOO MAOУ СОШ № 60 им. Г.Я.
Бахчиванджи составлен на основе Федерального учебного плана образовательных
организаций, реализующих AOOП HOO OB3.
Минпросвещения утвердило три вида федеральных программ для школьников
с OB3 — ФАОП HOO и ООО, а также для обучающихся с умственной отсталостью
(ФАООП YO) (приказы от 24.11.2022 № 1023, № 1025, № 1026).
ФАОП HOO отражает вариант конкретизации требований ФГОС HOO OB3
(п. 1 ФАОП HOO).
Данная
учебно-методическая
документация
позволяет
разработать
следующие варианты AOOП HOO для обучающихся с 3ПP: AOOП HOO для
обучающихся с 3ПP (вариант 7.1); AOOП HOO для обучающихся с 3ПP (вариант
7.2).
Каждый вариант AOOП HOO для обучающихся с 3ПP содержит
дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее
реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых
образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с 3ПP,
получение образования вне зависимости от выраженности 3ПP, места проживания
обучающегося и вида организации.
Определение одного из вариантов AOOП HOO обучающихся с 3ПP
осуществляется на основе рекомендаций ITMПK, сформулированных по
результатам его комплексного психолого-педагогического обследования.
Дифференцированный подход к реализации ФАОП HOO для обучающихся
с 3ПP предполагает учет особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных
вариантов AOOП HOO обучающихся с 3ПP, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Варианты AOOП HOO обучающихся с 3ПP
создаются
и
реализуются
в
соответствии
с
дифференцированно
сформулированными требованиями в ФГОС HOO обучающихся с OB3 и данной
ФАОП HOO.
Определение варианта ФАОП HOO для обучающихся с 3ПP осуществляется
на основе заключения ПMПK, сформулированного по результатам его
комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА (при
наличии).
План комплектования классов.
Всего 2 класса
Классы
В
1 классы
1в
2 классы
3 классы
Зв
4 классы
На основе заключения ПMПK обучающимся рекомендован вариант ФАОП
HOO - 7.1.
ФАОП HOO (вариант 7 1) адресована обучающимся с 3ПP, достигшим
к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого
возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки
общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории
обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности
ЦНС, выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим
снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и
эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у
обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные,
дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной
координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики, но при этом
наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с 3ПP, осваивающих
ФАОП HOO (вариант 7.1).
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с OB3
разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического
развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё
отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные
научные представления об особенностях психофизического развития разных групп
обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для
всех обучающихся с OB3, так и специфические.
к общим потребностям относятся: получение специальной помощи
средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения
развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося с OB3;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками;
психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
Для обучающихся с 3ПP, осваивающих ФАОП HOO (вариант 7.1), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и
нейродинамики психических процессов обучающихся с 3ПP (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);
комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов
эмоционального
развития,
формирование
осознанной
саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений
и навыков обучающимися с 3ПP с учетом темпа учебной работы ("пошаговом"
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании
специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных групп обучающихся с 3ПP;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с 3ПP, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
использование
преимущественно
позитивных
средств
стимуляции
деятельности и поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и
осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями (законными представителями), активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и
общекультурных ценностей).
Школа реализует учебный план варианта 7.1 для обучающихся с 3ПP.
Такие ученики получают образование, которое соответствует образованию
здоровых сверстников. Вариант включает обязательные курсы коррекционноразвивающей области, которые указаны во ФГОС HOO OB3.
Федеральный учебный план и программы учебных предметов для данной
категории обучающихся используются те же, что и для обычной начальной школы
и создаются специальные условия — психолого-педагогическое сопровождение.
Федеральный учебный план является ориентиром при разработке учебного
плана MAOУ СОШ № 60 им. Г.Я. Бахчиванджи, в котором отражаются и
конкретизируются основные показатели учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение
содержания образования по классам и учебным предметам;
максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
план комплектования классов.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1
Федеральной
образовательной
программы,
утвержденной
приказом
Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 с учетом изменений, внесенных приказом
от 09.10.2024 № 704.
Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план к AOOП HOO MAOУ СОШ № 60 им. Г.Я. Бахчиванджи (далее
- учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования. Продолжительность
учебного года при получении начального общего образования для 1—х классов
составляет 33 недели, для 2—4-x классов — 34 недели. Соответственно, весь период
обучения на уровне HOO составляет 135 учебных недель.
В MAOУ СОШ № 60 им. Г.Я. Бахчиванджи режим работы 5-дневная
учебная неделя.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение
учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе:
в сентябре—декабре уроки длятся по 35 минут, в январе-мае — по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
для 1-х классов — не более четырех уроков в день и один день в неделю —
пять уроков; 2—4-x классов — не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину
недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
• В учебном плане начального общего образования MAOУ СОШ № 60 им.
Г.Я. Бахчиванджи выделено: в 1-х классах — 21 час в неделю;
• 2—4-x классах — 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 2999 часов с
учетом 16 часов в 1-х классах в сентябре-октябре.
Период обучения - учебная четверть, 4 четверти в учебном году.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательные отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего образования
с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные
области:
1. «Русский язык и литературное чтение».
2. «Иностранный язык».
3. «Математика и информатика».
4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
5. «Основы религиозных культур и светской этики».
6. «Искусство».
7. «Технология».
8. «Физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии
с пунктом 32.1 ФГОС HOO изучение родного языка и литературного чтения на
родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных
языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях
отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное
чтение на родном (русском) языке».
Изучение информатики в 1—4-x классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей
в программы следующих учебных предметов:
• «Математика» — раздел «Математическая информация» (предполагает
развитие навыков поиска и применения информации, использование
разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет);
• «Окружающий мир» — модуль «Безопасность в сети Интернет»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий);
• «Изобразительное искусство» — модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture
Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия);
• «Труд (технология)» — модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение
предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий).
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается
в объеме 1 часа в неделю в 4—м классе. На основании заявлений родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане
представлены модули «Основы православной культуры», «Основы религиозных
культур народов России» и «Основы светской этики».
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2—
4-х классах) и «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х классах)
осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно
допустимой наполняемости групп.
В целях удовлетворения образовательные потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том
числе при необходимости для обучения по годовой программе класса в течении
двух лет, в пределах осваиваемой программы начального общего образования
в порядке, установленном локальными нормативными актами MAOY СОШ № 60.
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют
положениям федерального учебного плана в ФОП HOO. Во внеурочную область
федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по
программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного
обучающегося с ЗПР (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований).
Требования к условиям получения образования обучающимися с 3ПP
представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых
для реализации ФАОП HOO, и структурируются по сферам ресурсного
обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований
является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды
для обучающихся с 3ПP, построенной с учетом их особых образовательных
потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его
доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей
(законных представителей), духовно-нравственное развитие обучающихся,
гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального
здоровья обучающихся.
При реализации данной федеральной адаптированной образовательной
программы должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие
освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном
объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей
здоровья.
Часть учебного плана,
формируемая участниками образовательные отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение учебных часов,
отводимых на организацию групповых коррекционных занятий. Для организации
психолого-педагогического сопровождения используются часы, отводимые на
внеурочную деятельность
Коррекционный курс «Русский язык. Модуль «Коррекция устной и
письменной речи».
Групповые занятия по развитию речи проводимые в игровой форме.
Коррекционный курс «Умелые ручки»/paзвитие мeлкoй моторики рук
«Коррекционно-развивающие
занятия
(логопедические
и
психокоррекционные)».
Логопедические занятия
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии
всех сторон речи (фонетико—фонематической, лексико- грамматической,
синтаксической), связной речи.
Основными направлениями логопедической работы является:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его
расширение и уточнение);
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и
монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации,
обогащение речевого опыта);
коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об
окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.
познавательных процессов).
Псиаокоррекционные занятия
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений.
Основные направления работы:
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное
формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации,
активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности,
развития пространственно-временных представлений);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации
успешной деятельности);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции
(развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в
семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе,
формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил
и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых
ситуациях);
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие
произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к
планированию и контролю)
Коррекционный курс «Ритмика».
Школьный компонент учебного предмета Физическая культура.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности
обучающегося с 3ПP в процессе восприятия музыки.
Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном
взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и
речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется
коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной
сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в
пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа
жизни у обучающихся.
Основные направления работы по ритмике:
восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозаписи): определение на
слух начала и окончания звучания музыки;
различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки;
быстрого, медленного, умеренного темпа;
различение и опознавание на слух музыки двухдольного, трехдольного,
четырехдольного метра (полька, марш, вальс);
плавной и отрывистой музыки;
упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и
перестроения (в одну и две линии, в колонну, в цепочку, в одну и две шеренги друг
напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в
классе, различные положения в парах и т. д.);
ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении,
разными видами шага; повороты;
ритмико-гимнастические упражнения;
общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений,
упражнение на расслабление мышц;
упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на
элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен,
ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкальнодвигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования (кто
скорее, кто лучше, кто более и т.д.), игры по ориентировке в пространстве;
танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и
пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев;
декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под музыкальное
сопровождение и управление педагога, воспроизведение ритмического рисунка
мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно,
отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.).
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы
начального общего образования (до 660 академических часов за четыре года
обучения, без учета коррекционно-развивающих занятий) с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
образовательной организации.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС HOO
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
образовательной организацией.
Перечень программ внеурочной деятельности, реализуемых в MAOУ СОШ №60 им. Г.Я.
Бахчиванджи.
Разговоры о важном
Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой
Школьная республика
Школьное лесничество/ Разговор о правильном питании
Дополнительное образование
Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся
и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством
различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как
экскурсии, студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы,
соревнования, спортивные клубы, общественно полезные практики и другое.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся,
но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на
реализацию AOOП HOO.
MAOУ СОШ № 60 им. Г.Я. Бахчиванджи самостоятельна в организации
образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов
деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и
лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время занятий организуется
перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования определяет MAOУ
СОШ № 60 им. Г.Я. Бахчиванджи.
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной
динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности
учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется
равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой
нагрузки в течение дня соответствует действующим санитарным правилам и
нормативам.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого
класса не превышает продолжительности выполнения 1 час — для 1 класса, 1,5 часа
— для 2 и 3 классов, 2 часа — для 4 класса. Образовательной организацией
осуществляется координация и контроль объема домашнего задания обучающихся
каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке,
дублируется в электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня —
14.00. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например,
подготовка
доклада,
реферата,
оформление
презентации,
заучивание
стихотворений), предоставляется достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации
образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий,
внеурочную деятельность, проводится в соответствии с Санитарноэпидемиологическими требованиями и Гигиеническими нормативами
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего образования
с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации
отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным в MAOУ
СОШ № 60 на основании локальных актов («Положение о системе оценки
достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП HOO, ООО,
COO MAOУ СОШ № 60 им. Г.Я. Бахчиванджи», «Положение о текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление
их форм, периодичности и порядка проведения».
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценки;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества подготовки обучающихся;
итоговую аттестацию.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов в урочной деятельности по предметам
учебного плана школы.
В MAOУ СОШ № 60 им. Г.Я. Бахчиванджи используется пятибалльная система
оценки предметных результатов обучения.
Вид оценки
Текущая
Промежуточная
Годовая/Итоговая
В 1 классе используется безотметочная система
оценки.
Промежуточные отметки выставляются в 2-4-x классах четыре раза в течение
учебного года: один раз в четверть.
Для оценки достижения плaниpуeмых результатов используются различные
методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
• стартовые диагностические работы на начало учебного года;
• интегрированные (комплексные) контрольные работы;
• тематические проверочные (контрольные) работы; проекты;
• практические работы; творческие работы;
• диагностические задания; самоанализ и самооценка.
Диагностические, тестовые, проверочные, контрольные работы могут быть гак
в печатном, так и в электронном виде.
Промежуточная аттестация проводится в последние 2 недели учебной четверти.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита итогового индивидуального npoекта.
При
оценке
достижения
обучающимся
планируемых
результатов
во внеурочной деятельности используется безотметочная система оценки.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора
участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной
деятельности из перечня, предлагаемого MAOУ СОШ №60 им. Г.Я.
Бахчиванджи. Осуществляется в формах, отличных от урочной (коррекционные
занятия, творческие мастерские, клубы по интересам, кружки, студии, экскурсии,
походы, секции, спортивные клубы, соревнования, посещения театров, музеев,
круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, проведение общественнополезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в MAОУ СОШ № 60 им.
Г.Я. Бахчиванджи. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС HOO
направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной
основной программы начального общего образования с учетом выбора
участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной
деятельности из перечня, предлагаемого MAOУ СОШ № 60 им. Г.Я. Бахчиванджи.
При
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
могут
использоваться возможности организаций дополнительного образования
(учреждения культуры, спорта). В целях организации внеурочной деятельности
MAOY СОШ № 60 им. Г.Я. Бахчиванджи может заключать договоры с
учреждениями дополнительного образования.
Система оценки достижения обучающимися с 3ПP планируемых результатов
освоения ФАОП HOO (вариант 7.1) предполагает комплексный подход к оценке
результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися
всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися ФАОП HOO (вариант 7.1) 3ПP
(кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с
требованиями ФГОС HOO.
Оценивать достижения обучающимся с 3ПP планируемых результатов
необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у
обучающегося с 3ПP может быть индивидуальный темп освоения содержания
образования и стандартизация планируемых результатов образования в более
короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с 3ПP имеют право на прохождение текущей, промежуточной
и итоговой (годовой) аттестации освоения ФАОП HOO для обучающихся с 3ПP в
иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения ФАОП HOO для обучающихся 3ПP) аттестации обучающихся
с ЗГІР включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную)
с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся с 3ПP;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных трудностей обучающихся с 3ПP:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформление;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогическим работником вслух в медленном
темпе с четкими смысловыми акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с 3ПP
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о
необходимости самопроверки),
инструкции к заданию);
направляющей
(повторение
и
разъяснение
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 минут) при нарастании в
поведении обучающегося проявлений утомления, истощения;
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагогического
работника, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию
обучающегося.
Система оценки достижения обучающимися с 3ПP планируемых результатов
освоения ФАОП HOO для обучающихся с 3ПP должна предусматривать оценку
достижения обучающимися с 3ПP планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с 3ПP планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы.
Оценка результатов освоения обучающимися с 3ПP программы
коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть ФАОП HOO.
При определении подходов к оценке результатов освоения обучающимися
с 3ПP программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие
принципы:
1)
дифференциации оценки
достижений
с учетом
типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с 3ПP;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся с 3ПP;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания AOOП HOO, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с 3ПP, самым тесным образом взаимосвязаны и
касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки
результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с 3ПP программы коррекционной работы выступает наличие
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях,
отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления
отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с 3ПP программы
коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых
процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность,
диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет
осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае
необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки
результатов освоения обучающимися с 3ПP программы коррекционной работы
целесообразно использовать все три формы мониторинга:
1) Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный
уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени
влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и
повседневную жизнь.
2) Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение
всего времени обучения обучающегося на уровне начального общего образования.
При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспрессдиагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об
успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие
даже незначительной положительной динамики) обучающихся с 3ПP в освоении
планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные
экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для
определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной
программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
3) Финишная диагностика проводится на заключительном этапе обучения на
уровне начального общего образования обучающегося с 3ПP в соответствии с
планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной
работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических
и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых
образовательных потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с 3ПP программы
коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который
представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников
образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует
с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей
оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции,
которая обязательно включает мнение семьи, близких обучающегося. Основой
оценки продвижения обучающегося в социальной (жизненной) компетенции
служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение
родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной
динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об
ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на
жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной
деятельности, но и в повседневной жизни
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия
родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное
психолого-педагогическое обследование для получения необходимой информации,
позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы
коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с 3ПP программы коррекционной работы
не выносятся на итоговую оценку.
На начало 2025-2026 года реализация учебного плана полностью
обеспечена квалифицированными педагогическими работниками.